Психологическая работа

Психологическое сопровождение – это  система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного развития, обучения и социализации ребенка. В настоящее время данная помощь является необходимостью, так как в обществе на первое место выходит тенденция личностно ориентированного подхода к ребенку. Это обуславливает более плотное включение в процесс образования и воспитания психологов и педагогов-психологов. И в работе нашего клуба помощь психолога является неотделимой частью процесса воспитания и обучения детей. Так как это позволяет быть более приближенным к потребностям каждого ребенка и помогает четко видеть его зону ближайшего развития, выбирать наиболее действенные способы взаимодействия с ним, учить его взаимодействовать с окружающими так, что бы быть понятным. Психолог включен в процесс адаптации ребенка, он консультирует родителей и других взрослых как лучше поступить в той или иной ситуации, что бы учесть интересы всех и минимизировать стресс, оказывает помощь, если ребенку необходима коррекция познавательных процессов, эмоциональной или поведенческой сферы.

  Самый болезненный вопрос для всех родителей – это адаптация ребенка к условиям детского сада. Многие родители испытывают много тревоги по этому поводу: новое место, много незнакомых детей, чужие взрослые и т.д. Но не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Как пройдет адаптация ребенка к новым условиям будет зависеть от трех факторов.

  Первый фактор – сам ребенок. Идеальный момент поступления в детский сад наступает тогда, когда ребенок начинает очень активно изучать мир, все дальше и дальше уходит от мамы, чтобы что-то рассмотреть, потрогать, изучить и у него появляется интерес к другим детям. Этот момент наступает примерно между двумя и тремя годами. Здесь нужно быть внимательным и постараться воспользоваться им, это существенно облегчит процесс адаптации, так как ваши интересы и интересы  ребенка совпадут.

    Второй фактор – это сами родители. Очень важно, что бы родители, а в особенности мама, были готовы отпустить своего ребенка в детский сад, в большой и не всегда понятный мир. Зачастую бывает так, что мама сама тревожиться больше ребенка и ребенок подхватывает эту тревогу, он думает, что раз мама не спокойна, то там куда она его ведет плохо и начинает сопротивляться. Бывает так, что маме подсознательно жаль, что ее малыш вырос и уже меньше нуждается в ней, и она по привычке поддерживает позицию беспомощного крохи, хотя малыш уже многое умеет сам. Это создает сложности при адаптации, так как мама как бы становиться обязательным посредником между миром и ребенком, лишая его инициативы и тормозя процесс дальнейшего развития его волевых процессов и социализации, делает его неспособным ни на что без мамы. Ну и третий вариант развития событий – момент интереса был упущен и ребенок хорошо понимает, что взаимодействовать с мамой и папой проще, чем выстраивать новые отношения с детьми и другими взрослыми людьми, а значит, он будет сопротивляться всеми силами, чтобы не покинуть зону своего комфорта. И этот процесс адаптации наиболее сложный. Поэтому мамы и папы, которые поддерживают в ребенке тенденции развития и самостоятельность, верят в ребенка и принимают факт его взросления с радостью, оказывают своим детям неоценимую услугу — дают возможность ребенку свободно развиваться.

   Третий фактор благополучной адаптации – наличие взрослого (педагог, психолог), способного заинтересовать, успокоить и принять ребенка, как личность. Для такого человека характерны гибкость, способность к сопереживанию, чувствительность к потребностям детей, умение личностно включаться в процесс воспитания и обучения, способность поддерживать самовыражение детей, владение стилем легкого, неформального, теплого общения с ними и для него важно быть эмоционально уравновешенным, уверенным в себе и жизнерадостным. Таких людей дети любят и уважают, тянуться к ним. Пожалуй, сочетание эти трех факторов сделает адаптацию короткой по времени и минимальной по психологическим затратам. Но, тем не менее, нужно понимать, что в процессе адаптации ваш малыш проделывает колоссальную работу, ведь ему приходиться выходить в большой, сложный и непонятный пока мир из теплого и понятного семейного уюта.

     Помощь психолога в процессе адаптации заключается в поддержке родителей в отпускании ребенка от себя, доверении его другим и поддержку ребенка в его отделении от мамы, в его самостоятельных попытках общаться и изучать, преобразовывать мир.

   Психологическое консультирование —  это вид психологической помощи. К консультированию часто прибегают люди психологически здоровые, но имеющие некоторые затруднения при выстраивании отношений, самопрезентации, испытывающие тревогу и дискомфорт, но не понимающие с чем это связано.

    В рамках нашего клуба родители часто обращаются с вопросами о способах взаимодействия с ребенком в кризисные периоды, о том, как правильно его поддержать и выстроить доверительные отношения, при соблюдении границ обеих сторон. Часто родителей волнует психологическое состояние ребенка, какие-то его особенности и это тоже становиться темой консультаций.

    Еще один важный момент – это поддержка родителей в их позиции, для того чтобы процесс воспитания не превращался в повинность и строгое соблюдение правил, а приносил удовольствие всем его участникам, чтобы родители могли жить рядом с детьми, а не жить ради них. Ведь счастливые и довольные родители – это счастливые и довольные дети.